Судьба шедевров Фаберже: прошлое и настоящее

Судьба шедевров Фаберже: прошлое и настоящее

Судьба шедевров Фаберже: прошлое и настоящее

В России Пасха почиталась Великим праздником во все времена, а яйцо - символом новой жизни. Российские императоры свято соблюдали традицию дарения пасхальных яиц своим подданным. К каждой Пасхе Императорский фарфоровый завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии «на раздачу» при христосовании.

При Александре III и Николае II к каждой Пасхе в России выпускалось по 100, а позже по 200 яиц «с вензелевым изображением их императорских величеств Государя императора и Государыни императрицы», которые во время обряда христосования августейшая чета дарила своим приближенным. Особое внимание уделялось техническому совершенству этих изделий, предназначенных для официальных подарков.

Одним из первых в России соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытались мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже (считать Карла Фаберже автором всех яиц нельзя, так как над изделием работала целая команда ювелиров фирмы и имена некоторых из них сохранились).

С 1885 года появилась традиция ежегодного дарения в России пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. Первое пасхальное яйцо было заказано у Фаберже царем Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Первое пасхальное яйцо с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Снаружи оно было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона. Императрица была так очарована подарком, что Карл Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно, с одним условием: каждое изделие должно быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря два яйца - одно своей матери - Марии Федоровне и второе - Александре Федоровне, новой императрице.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней, горного хрусталя, драгоценных сортов древесины. Именно фирма Фаберже возродила технологию четырехцветного золота, или «кватра колор», то есть желтого, белого, красного и зеленого цветов. Однако самым эффективным средством художественной выразительности ювелиры фирмы Фаберже считали эмаль. Ни одна ювелирная фирма в мире не использовала эмаль столь широко и в таком многообразии цветов и оттенков, как фирма Фаберже.

Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой-либо сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца, медальона с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путем нажатия скрытой от глаз кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в путь, циферблаты часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышечки медальонов приподнимаются, открывая очаровательные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывает известные мелодии.

Фирме Карла Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства, изящества и творческой фантазии. Доказательством подлинности служило клеймо фирмы Фаберже. Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3-8 тыс. руб.

Всего с 1885 по 1917 год его фирмой было изготовлено полсотни яиц, из которых сохранились 42 (по другим данным Фаберже создал 56 «пасхальных сюрпризов» по заказам членов императорской семьи, из которых до нашего времени сохранились 46 изделий). Остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Одно из них, «Георгиевское», было вывезено в 1918 году императрицей Марией Федоровной, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные остались в Петрограде. В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций, в том числе и пасхальные яйца Фаберже.

В настоящее время в Оружейной палате Московского Кремля хранятся десять императорских пасхальных подарков от Фаберже, одно - в Русском национальном музее, одно - в Минералогическом музее Фирсмана, пять - в художественном музее Вирджинии, (Ричмонд, США), три- в художественном музее Нового Орлеана, США, три- в коллекции королевы Елизаветы II, два - в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза, Швейцария, два - в Хиллвуд Музей, Вашингтон, США, два - в художественном Музее Уолтерс, Балтимор, США, одно - в художественном Музее Кливленда, США, одно - в коллекции Альбера, принца Монако, четыре - в частных коллекциях, местонахождение восьми неизвестно.

Крупнейшую частную коллекцию работ Фаберже на протяжении полувека собирал американский медиа-магнат Малкольм Форбс, она включала 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15) и почти 200 ювелирных украшений. Именно эту коллекцию сумел в феврале 2004 года выкупить российский предприниматель Виктор Вексельберг. Благодаря его приобретению, эта уникальная коллекция не была распродана с аукционных торгов «Сотбис», как того хотели наследники Малкольма Форбса, а, пережив почти век скитаний, вновь вернулась домой в Россию.

28 ноября 2007 года на аукционе «Кристис» за 9 млн. фунтов ($18 млн.) было продано уникальное яйцо-часы с розовой эмалью по золоту Карла Фаберже. Удивительный раритет снабжен исправным механизмом с выпрыгивающим каждый час из-под крышки петушком с драгоценными камнями. Каждый его выход длится 15 секунд, в течение которых петушок четырежды хлопает крылышками и трижды кивает головкой. Яйцо было изготовлено в 1902 году и более века хранилось в известной банковской семье Ротшильдов. По данным эксперта аукциона Мэттью Пейтона, Фаберже было изготовлено всего лишь три яйца подобных этому.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»